Выдающаяся русская актриса Татьяна Васильевна Доронина была чрезвычайно любезна, согласившись уделить время для глубокого и серьёзного разговора об отечественной истории с корреспондентом никому не известной ещё газеты… С той поры прошло уже десять лет. К сожалению, «пилотный» номер вышел тогда малым тиражом. Поэтому пользуемся случаем донести глубокие мысли Татьяны Васильевны до современного читателя.
– Татьяна Васильева, интересует ли Вас история?
– Русская. Только русская. И те книги по истории, что сейчас есть у нас для чтения, стали появляться совсем недавно. Это – Карамзин, Ключевский… Я стою в общем ряду незнаек своего Отечества.
Был период, примерно с 1953 г., когда произошёл очень интересный инцидент. Он заключался в том, что выпускники исторических факультетов не могли устроиться на работу. Моей сестре, которая тоже закончила исторический факультет, пришлось переквалифицироваться на библиотекаря. Историки стали переквалифицироваться целыми факультетами. Тогда ещё не было понятно, что множить незнаек отечественной истории – определённый знак.
– Кому же это надо было?
– Тому, кто заинтересован в том, чтобы мы не знали истории своей страны, своей Родины. Поэтому я счастлива, что будет издаваться «Историческая газета», столь ожидаемая, желанная, необходимая.
– Татьяна Васильевна, Вы, как будущий читатель этой газеты, какой бы хотели её видеть? Чего Вы ждёте от неё?
– Я ожидаю достоверности, которая была в старинных рукописях, чудом сохранившихся. Их осуществляли монахи. У Александра Сергеевича Пушкина об этом написано:
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне грешному. Недаром много лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил:
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный.
– Татьяна Васильевна, какое значение, по Вашему мнению, может иметь, должно иметь осознание нами роли истории в жизни государства и отдельного человека?
– Мы должны гордиться историей нашей Родины. У нас к этому есть все основания. Потому что по соборности, которая является одним из основных постулатов христианства, наша страна существовала, и я хочу, чтобы она продолжала существовать.
Но соборность отнюдь не значит, что люди иного вероисповедания должны менять свою веру. Соборность – это терпимость, уважение к другим вероисповеданиям. Соборность – это обеспечение мира. А за этим стоит уже более частное – защита каждого человека, его жизни, счастья семьи, нормальная психика. И – приход к идеалу, который обозначил Лев Толстой: Бог есть любовь. То есть приход к любви.
– В 1917 г. произошла трагедия – нас отлучили от нашей истории, начался новый её отсчёт. И всё-таки – и тогда, и теперь были и есть люди, которые не отрекались от идеалов старого мира в самом широком нравственном смысле этого слова. Как Вы думаете – почему?
– Главное, как мне кажется (может быть, субъективно), – в том, что в человеке, в каждом человеке заложена частица Бога. Я верю в это, верю в то, что лучшее в нас – это любовь к природе, любовь и жалость к людям. Когда сегодня гибнут мальчики, то вместе с ними гибнет фактически семья, потому что пережить потерю сына, внука, мужа, возлюбленного не каждый может. А кто сможет, то из-за этой потери состарится и потеряет большое количество лет. Вся семья будет подрублена под корень, она будет жить по-другому – с вечной болью, с вечной памятью, с вечным несчастьем. А несчастная семья, а тем более большое количество семей, означает несчастье нескольких поколений, потому что несчастье порождает зло, ненависть, желание мстить.
– А Вы считаете, что русскому человеку, потерявшему даже самых близких, любимых, единственных свойственно чувство мести?
– Русскому человеку не свойственно надолго сохранять в себе желание мстить, ненавидеть. В этом – красота нашей нации. Но в этом, с моей точки зрения, и беда. Потому что нашей незлобивостью очень пользуются, считают её за слабость. А в этом – сила нации. Но сегодня слишком неравно соотношение добра и зла.
– Нельзя ли, Татьяна Васильевна, поподробнее об этом соотношении?
– Возьмите просто человека доброго и человека злого. Они встретились в бою. Что будет делать человек добрый? Он будет защищаться, а значит, проигрывать. Побеждать будет тот, который наступает.
– Помогут ли нам, ныне живущим, уроки нашей древней, глубокой и совсем недавней истории?
– Свою историю, включая XVI в., мы недавно узнали по «Истории Государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, который добросовестно работал по монастырским рукописям. Заканчивается она у него XVII веком. Мы до конца не знаем историю XVII, XVIII, XIX веков.
– Татьяна Васильевна, в репертуаре МХАТ им. А.М. Горького есть спектакли, обращённые к человеческой психологии разных эпох. Подвластна ли она, на Ваш взгляд, изменениям во времени?
– Человеческая психология, то, что составляет основу человеческой натуры, – так или иначе не изменяется. Всегда люди рождались, любили, работали, строили, уходили из этой жизни. Это было всегда. За какой помощью люди обращаются к церкви и театру? Они хотят разобраться во времени, в мире и в самих себе. Назначение театра именно в последнем – помочь понять, что в тебе праведно, в чём ты силён, что принесёт тебе беду, если ты согрешишь против правил, и не рассчитывай на то, что ты избран, что ты будешь исключением и совершённый тобой грех окажется безнаказанным.
В этом положении заключаются 10 заповедей. И вот эмоциональное подключение людей к этим заповедям – не убий, не укради, возлюби ближнего своего как самого себя – и есть предназначение театра. Мы берём пьесу Островского, Чехова, Горького, Булгакова, работающие на эту тему лучшие пьесы современных драматургов, и доступными театру средствами, то есть, своей нервной энергией, уровнем своего интеллекта, своей болью за хаос в сегодняшней ситуации, пытаемся выполнить то, что нам определено по нашей профессии. Нужно поверить, что мир, данный нам, окружающая нас природа, естественные человеческие взаимоотношения, а именно – любовь к ближнему, сострадание к старикам, страх за ребёнка и жалость к нему, естественные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, неделение окружающих людей по национальности – это очень простые истины, игнорируемые сегодня всеми средствами массовой информации. Мы стараемся, чтобы эти простые истины западали в сердца. Эмоциональное воздействие есть гарантия долгой памяти.
Актёры – проводники. Лучшее, божеское – заложено в нас. Мы обязаны подключить к этому людей других профессий. Понятие с противоположным знаком – это грех, и не имеет к понятию актёра никакого отношения.
Очень хочу, чтобы Ваша «Историческая газета» имела самый большой тираж!
Счастья! С Богом!
Беседовала Елена Егорова, журналист
«Историческая газета» №7 (82), октябрь 2006 г.